ВПР история 8 класс

Типы заданий, сценарии выполнения заданий

Задание 1 нацелено на проверку знания хронологии истории России (необходимо расположить в хронологической последовательности исторические события)

Задание 2 нацелено на проверку знания исторической терминологии (необходимо написать термин по данному определению понятия).

Задания 3 и 4 предполагают работу с изобразительной наглядностью. Требуется провести атрибуцию изобразительной наглядности и использовать контекстные знания.

Задание 5 проверяет умение работать с текстовыми историческими источниками. В задании требуется провести атрибуцию исторического источника и проявить знание контекстной информации.

Задание 6 нацелено на проверку умения проводить атрибуцию исторической карты.

Задание 7 проверяет знание исторической географии и умение работать с контурной картой. Необходимо нанести на контурную карту два объекта.

Задания 8 и 9 нацелены на проверку знания фактов истории культуры России. В заданиях используется иллюстративный материал (изобразительная наглядность). В задании 8 требуется выбрать два памятника культуры, относящиеся к определенному времени. В задании 9 требуется указать памятник культуры по указанному в задании критерию.

Задание 10 предполагает проверку владения простейшими приёмами аргументации. Необходимо выбрать из списка исторический факт, который можно использовать для аргументации заной в задании точки зрения и объяснить, как с помощью выбранного факта можно аргументировать эту точку зрения.

Задание 11 проверяет знание исторических деятелей России и зарубежных стран и умение отбирать исторические факты в соответствии с заданным контекстом. В задании требуется выбрать одного исторического деятеля из четырех предложенных, указать событие (процесс), в котором участвовал данный исторический деятель и привести два исторических факта, связанных с участием выбранного исторического деятеля в этом событии (процессе).

Задание 12 проверяет знание причин и следствий и умение формулировать положения, содержащие причинно-следственные связи. В задании требуется объяснить, почему событие (процесс), в котором участвовал выбранный исторический деятель, имело большое значение в истории нашей страны.

Задание 13 проверяет знание истории родного края.

Кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся

1 История России

1.1 Россия при Петре I

1.1.1 Причины и предпосылки преобразований. Начало царствования Петра I, борьба за власть. Правление царевны Софьи. Вечный мир с Речью Посполитой. Крымские походы. В.В. Голицын. Основание Славяно-греко-латинской академии в Москве. Стрелецкие бунты. Азовские походы. Великое посольство и его значение. Сподвижники Петра I

1.1.2 Экономическая политика Петра I. Роль государства в создании промышленности. Создание базы металлургической индустрии на Урале. Принципы меркантилизма и протекционизма. Таможенный тариф

1.1.3 Повышение роли дворянства в управлении страной. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Переписи населения (ревизии). Введение подушной подати

1.1.4 Реформы управления. Правительствующий сенат, коллегии, органы надзора (институт фискалов, прокуратура) и суда. Усиление централизации и бюрократизации управления. Генеральный регламент. Введение должности генерал-прокурора Сената. Реформы местного управления: городская и областная (губернская) реформы. Учреждение Главного магистрата. Указ о престолонаследии. Санкт-Петербург – новая столица

1.1.5 Первые гвардейские полки. Создание регулярной армии, военного флота. Рекрутские наборы. Создание Навигацкой, Пушкарской, Медицинской школ. Открытие Инженерного училища

1.1.6 Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Святейшего Синода

1.1.7 Оппозиция реформам Петра I. Социальные движения в первой четверти XVIII в.: восстания в Астрахани, Башкирии, восстание под предводительством К.И. Булавина на Дону. Дело царевича Алексея.

1.1.8 Внешняя политика. Северная война. Причины и цели войны. Поражение под Нарвой. Битва при д. Лесной и победа под Полтавой. Прутский поход. Сражения у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир и его последствия. Закрепление России на берегах Балтики. Провозглашение России империей. Каспийский поход Петра I

1.1.9 Преобразования Петра I в области культуры. Укрепление светских начал в культуре. Влияние западноевропейской культуры на Россию. Привлечение иностранных специалистов. Введение нового летоисчисления, гражданского шрифта. Первая печатная газета «Ведомости». Создание специальных учебных заведений. Развитие науки. Учреждение Академии наук в Петербурге. Кунсткамера. Светская живопись. Скульптура и архитектура. Памятники раннего барокко. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения

1.1.10 Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской культуре

1.2 Эпоха дворцовых переворотов

1.2.1 Дворцовые перевороты. Фаворитизм. Екатерина I. Создание Верховного тайного совета.

1.2.2 Петр II. Ссылка А.Д. Меншикова. Кондиции «верховников» и приход к власти Анны Иоанновны. Учреждение Кабинета министров. Расширение привилегий дворянства. Война с Османской империей в 1735–1739 гг. Белградский мир. Иван VI Антонович.

1.2.3 Россия при Елизавете Петровне. Создание Дворянского и Купеческого банков. Ликвидация внутренних таможен. Рост косвенных налогов. Распространение монополий в промышленности и внешней торговле. Россия в международных конфликтах 1740–1750-х гг. Участие России в Семилетней войне

1.2.4 Развитие культуры в период эпохи дворцовых переворотов. Основание Московского университета

1.2.5 Правление Петра III. Манифест о вольности дворянской. Переворот 1762 г.

1.3. Правление Екатерины II и Павла I

1.3.1 Внутренняя политика Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм», его особенности в России. Секуляризация церковных земель. Уложенная комиссия. «Наказ» Уложенной комиссии. Экономическая и финансовая политика правительства. Начало выпуска ассигнаций. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Положение сословий. Привлечение представителей сословий к местному управлению. Создание дворянских обществ в губерниях и уездах. Расширение привилегий гильдейского купечества в налоговой сфере и городском управлении.

1.3.2 Национальная политика Екатерины II. Унификация управления на окраинах империи. Ликвидация украинского гетманства. Активизация деятельности по привлечению иностранцев в Россию. Расселение колонистов в Новороссии, Поволжье, других регионах. Укрепление начал толерантности и веротерпимости по отношению к неправославным и нехристианским конфессиям

1.3.3 Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. Барщинное и оброчное хозяйство. Промышленность. Роль государства, купечества, помещиков в развитии промышленности. Крепостной и вольнонаемный труд. Внутренняя и внешняя торговля. Торговые пути внутри страны. Ярмарки и их роль во внутренней торговле. Хозяйственное освоение Новороссии, Северного Кавказа, Поволжья, Урала. Манифест о свободе предпринимательства.

1.3.4 Обострение социальных противоречий. Чумной бунт в Москве. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Роль казачества, народов Урала и Поволжья в восстании.

1.3.5 Внешняя политика России второй половины XVIII в. Борьба России за выход к Черному морю. Войны с Османской империей. Кючук-Кайнарджийский мир. Ясский мир. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Георгиевский трактат. Основание Севастополя. Создание Черноморского флота. Участие России в разделах Речи Посполитой. Отношения с Англией. Декларация о вооруженном нейтралитете. Борьба с революционной Францией.

1.3.6 Основные принципы внутренней политики Павла I. Внешняя политика Павла I.

1.4 Культурное пространство Российской империи в XVIII в.

2 История Нового времени (XVIII в.)

2.1 Эпоха Просвещения. Технический прогресс и промышленный переворот. Культура эпохи Просвещения

2.2 Международные отношения в XVIII в.

2.3 Страны Европы в эпоху Просвещения

2.4 Война за независимость британских колоний в Северной Америке

2.5 Французская революция XVIII в.

2.6 Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии 3 История родного края

Работа с тренажером